Детский медико-психологический центр
+7 (495) 276-14-31
каждый день с 9:00 до 20:00
Заказать обратный звонок
Главная / Полезное / О важности объективной диагностики речи детей
О важности объективной диагностики речи детей

От чего зависит успешность или не успешность занятий у логопеда? Почему иногда родители меняют специалиста, обращаются за помощью в другие развивающие центры?

Проблема может быть как в специалисте (в его уровне подготовленности и опыта), так и в выборе методов и приемов работы. На практике довольно часто логопеды, что называется «на глазок» оценивают речевое развитие ребенка, выносят ошибочные заключения и как следствие логопедические занятия не приносят ожидаемого результата.  Понятно разочарование родителей, когда после 2-3 месяцев занятий в речи ребенка не произошло никаких положительных изменений.

Как оценить произошли ли положительные изменения в речи? Насколько были эффективны  выбранные логопедические методы? Кто-то определяет результаты по рассказам родителей, которые говорят, что «стало лучше» или «ничего не произошло».

Как правильно профессионально оценить стало ли лучше и насколько? Однозначно, что оценка должна быть ОБЪЕКТИВНОЙ и ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ. Для этого в нашем центре мы используем диагностическую методику, в которой логопед оценивает в БАЛЛАХ параметры речи при первичном обращении и при завершении курса логопедических занятий. Это дает возможность оценить степень успешности/неуспешности. Кроме того, данная методика позволяет детально изучить все компоненты речи у ребенка и правильно организовать логопедические занятия.

Что представляет предлагаемая методика? Она как большой дом, под названием «ИРП», состоит из «блоков», только эти блоки – «речевые».
На представленном графике можно увидеть эти блоки: 1, 2-9, направленные на проверку всех компонентов речи:

о важности 1.jpg
       
Блок 1. Фонематическое восприятие – способность узнавать и распознавать звуки. Ребенку предлагается повторить «цепочки» похожих слогов (например, ба-па, па-ба; са-за, за-са).

Блок 2. Артикуляционная моторика – выполнение разнообразных упражнений для губ, языка, щек (например, «губы в улыбке», «щелканье языком», «качели»). Важны объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений. 

Блок 3. Исследование звукопроизношения. Ребенку предлагается повторить группу слов с определенным звуком (например слова, со звуком [С] в начале, в середине и в конце слова: собака, маска, нос).

Блок 4. Слоговая структура. Проговаривание слов с постепенным усложнением слоговой структуры (скакалка, танкист, кораблекрушение).

Блок 5. Языковой анализ. Выполнение упражнений со звуками, словами, предложением. Ребенка просят сказать, сколько слов в предложении, посчитать слоги, определить количество и место звуков в слове.

Блок 6. Грамматический строй речи. Предлагаются упражнения на словоизменение, составление предложений, исправления ошибок (аграмматизмов).

Блок 7. Словарь. Называние слов по образцу, например, названий детенышей животных и птиц, образование качественных прилагательных (например, «горка изо льда – ледяная», «лист дуба – дубовый».

Блок 8. Логико-грамматические конструкции. Оценивается способность ребенка понимать простые и сложные инструкции при разборе предложений (например, «Ваня выше Пети. Кто ниже?».

Блок 9. Связная речь. Ребенку предлагается  пересказать небольшой текст. Оценивается смысловая сторона, отсутствие или наличие ошибок, самостоятельность выполнения.

Оценка каждого «блока» складывается из суммы набранных баллов. Максимальное количество баллов -100 (%) отражено на вертикальной оси графика.

Считается, что количество баллов равных или больше 80 является УРОВНЕМ УСЛОВНОЙ НОРМЫ (как предлагают авторы методики  Т.А. Фотекова, Т. В. Ахутина). Таким образом, мы можем наглядно оценить те компоненты речи, которые у ребенка наиболее слабые или, наоборот, развиты соответственно возрасту и на этом основании построить индивидуальную программу коррекции речи. Успешность логопедических  занятий также отражается на графике. В данном примере красной линией обозначен уровень речевого развития после курса занятий у специалистов (через 3 месяца). На графике  видно, что некоторые параметры речи, такие как (блок 3 –звукопроизношение, 6 – грамматический строй и 7- словарь) достигли уровня «линии условной нормы», а некоторые практически не изменились и над ними необходимо поработать дополнительно!!

о важности 2.jpg

Какую еще ценную информацию может получить специалист, составив ИРП?

Обследовав большое количество детей можно выявить достаточно наглядные закономерности в речевых профилях!! Разберем на примерах…
Если на графике видно, что блок «1-4» значительно снижены, а 5-9 приближены к линии условной нормы, то у ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) (нарушено произношение отдельных звуков, способность различения звуков и правильного повторения слогов и слов).

о важности 3.jpg

У детей с ЗПР, как правило, снижены речевые возможности, и в первую очередь логопедическое обследование выявит низкий уровень словарного запаса об окружающем. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух – а это значит, что они часто путают или заменяют звуки, пропускают или переставляют их в словах. При обследовании выявлено значительное снижение баллов в блоке 5,6,8,9,  так как у ребенка недостаточно сформировано внимание и восприятие речи.

о важности 4.jpg

Для детей с аутистическими чертами характерно СПЕЦИФИЧЕСКОЕ недоразвитие речи: на фоне нормального звукопроизношения, как правило, страдают лексико-грамматические конструкции - блок 8, связная речь - блок  9.

о важности 5.jpg

Таким образом, исследование по данной оценочной методике может дополнительно помочь в оценке состояния ребенка и в постановке диагноза при проведении врачебно-психолого-логопедического консилиума!!

Читайте также:
О важности объективной диагностики речи детей
От чего зависит успешность или не успешность занятий у логопеда? Почему иногда родители меняют специалиста, обращаются за помощью в другие развивающие центры?..
Психологическая готовность к школе
Нередко перед родителями встает дилемма, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, в 6 или 7 лет. Задавая себе этот вопрос, необходимо помнить, что...
Развитие речи и риски возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста
В  последние годы число детей раннего возраста, имеющих задержки речевого развития различного происхождения значительно возросло...
еще статьи