Детский медико-психологический центр
+7 (495) 276-14-31
каждый день с 9:00 до 20:00
Заказать обратный звонок
Главная / Полезное / Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к школе

Нередко перед родителями встает дилемма, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, в 6 или 7 лет. Задавая себе этот вопрос, необходимо помнить, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. И речь здесь идет не столько об умении читать, писать и считать, сколько о школьной зрелости, или, как ее еще называют, «внутренней позиции школьника».

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают концентрацию внимания, т.е. способность сосредотачиваться и удерживать внимание на задании; способность к логическому мышлению и запоминанию; умение воспроизводить заданный образец (например, списать условия задачи, решить ее, или похожую на нее задачу, как показал учитель).

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных, необдуманных реакций (например, когда ребенок бежит вперед не замечая препятствий, людей, машин, дает ответ, не дослушав вопрос до конца) и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение существующим правилам.

На основании выделенных выше параметров создаются методики определения психологической готовности к школе. Они включают в себя тесты определяющие уровень умственного развития ребенка, внимания и саморегуляции, сформированность мотивационной сферы, а также навыков общения с окружающими(социальной сферы) и эмоционально-личностной сферы. Это могут быть задания, в которых требуется сложить картинку из разрезанных частей, а также рисование, конструирование, различного рода шифровки, где требуется находить на листе бумаги и вычеркивать определенные символы.

Роль игры в формировании психологической готовности к школе

Многими учеными доказана важнейшая роль и значение игры для развития ребенка-дошкольника и формирования его готовности к школе. Только когда ребенок «наиграется», игра уступит свое место учению. Но до тех пор, пока развитие ребенка проходит в игре, систематическое обучение не дает ничего существенного для развития ребенка, хотя и создает такую иллюзию за счет овладения новыми умениями. Например, в дошкольном возрасте в норме хорошо развита механическая память. В связи с этим ребенку 5-6 лет не представляет особого труда освоить порядковый счет, если взрослый уделяет этому обучению внимание. Однако, воспроизведение по памяти заученной последовательности цифр не означает, что ребенок подготовлен к усвоению математики, где надо уметь сравнивать величины, выделять способ решения задачи и т.д.

Обобщению и сравнению дошкольники в обычной жизни учатся, играя в развивающие игры: это и народные игры, и игры по правилам, и настольные игры.

В игре дети удовлетворяют потребности, которые они в данный момент не могут удовлетворить в жизни. Например, в действительности маленький ребенок не может быть космонавтом, а в игре — пожалуйста. При этом, играя в космонавта и воображая ситуацию космического полета, он переживает все придуманные приключения и, соответственно, испытывает разнообразную гамму чувств и эмоций.

Помимо воображения и фантазии, в игре ребенок учится выстраивать внутренний план действий, развивается символическая функция и замещение (палочка используется в качестве градусника), речь.

Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми. В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые игры (больница, магазин, школа), и учебные, и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах и, конечно же, слушает сказки и рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка. Занимаясь с детьми, взрослые общаются с ними, что также очень важно для нормального развития малыша. Вырастая в такой атмосфере, ребенок к 6 годам, а порой и раньше сам стремится научиться читать и считать, и в этом на первых порах ему вполне могут помочь окружающие его взрослые.

Таким образом, во время игры подготавливается почва для дальнейшего успешного обучения. Однако иногда бывает так, что ребенок вроде и занимался всеми перечисленными выше видами деятельности, однако все равно испытывает трудности при освоении некоторых учебных навыков. В таком случае это может быть связано с особенностями работы его мозга. Для того, чтобы выяснить причину имеющихся трудностей, необходимо пройти консультацию у специалиста (психолога, логопеда, нейропсихолога).

Читайте также:
О важности объективной диагностики речи детей
От чего зависит успешность или не успешность занятий у логопеда? Почему иногда родители меняют специалиста, обращаются за помощью в другие развивающие центры?..
Психологическая готовность к школе
Нередко перед родителями встает дилемма, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, в 6 или 7 лет. Задавая себе этот вопрос, необходимо помнить, что...
Развитие речи и риски возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста
В  последние годы число детей раннего возраста, имеющих задержки речевого развития различного происхождения значительно возросло...
еще статьи