Детский медико-психологический центр
+7 (495) 276-14-31
каждый день с 9:00 до 20:00
Заказать обратный звонок
Главная / Полезное / Развитие речи и риски возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста
Развитие речи и риски возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста

Профессор, доктор медицинских наук Шалимов В.Ф.

Речь – одна  из  основных  высших  корковых (психических) функций человека. Её нарушения являются  объектом изучения различных наук: медицины, психологии, педагогики, нейролингвистики  и других. Научными исследованиями доказано, что детское развитие, в т.ч. речи   нелинейно и неравномерно,  отдельные генетические  различные линия развития имеют свой темп и ритм, свои оптимальные периоды, которые не совпадают с другими линиями развития во времени  -  это базовый закон развития ребенка. Буквальное  понимание этого закона без учета  этапов возрастного развития  как у родителей, так у некоторых   непрофильных специалистов, занимающихся  проблемами психического развития, приводит к позднему обращению к тем специалистам, которые имеют необходимые  знания и умения по оказанию специализированной помощи.

В  последние годы число детей раннего возраста, имеющих задержки речевого развития различного происхождения значительно возросло. В младенческом возрасте (от рождения до года) важно, чтобы, прежде всего, установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом своего развития. Первой речевой продукцией  ребенка является  крик, затем появляются не дифференцированные аморфные звуки и голосовые реакции, которые называют гулением  . На 3 – 4 месяце характер гуления изменяется, оно становится более продолжительным  и приобретает различные интонации. Согласные звуки соединятся с гласными, и к 4-5 месяцам у ребенка появляется ранний лепет. К 6-7 месяцам  у ребенка появляется  поздний лепет, который состоит из цепочки слогов.

                Параллельно с формированием гуления и лепета идет развитие понимания речи. Развитие понимание речи начинается до того  как ребенок овладевает активной речью. Уже в конце второй недели ребенок перестает плакать и реагирует на голос матери, а с 4 недели на него успокаивающе действует колыбельная. В  возрасте 5 месяцев нормально развивающейся ребенок слышит звуки, видит артикуляционные движения губ и подражает им, пытается повторить. И в 6 месяцев ребенок начинает лепетать.

К 1 году дети в норме начинают говорить отдельные слова. В зависимости от индивидуальных особенностей развития речи ребенок может говорить от нескольких слов (4-5) до одного десятка. С появлением первых слов заканчивается подготовительный этап развития речи, и начинается активный этап становления активной речи.

Речь ребенка в это время носит ситуативный характер, и понять ее можно только в определенной ситуации. На этом этапе отдельные слова ребенка соответствуют предложению  с различным смысловым значением. Употребление сопровождается жестами и мимикой. В этом возрасте допускается фонетическое и структурное  искажение слов, часто употребляются  только корни слов. С  ростом словарного запаса фонетико-структурные трудности становятся более заметными, но параллельно у ребенка развивается и появляется контроль  за своей речью и  речью окружающих, что приводит к бурному речевому развитию (геометрической прогрессии). Считается, что словарный запас у ребенка  1,5 года должен  составлять от 50 до 100  слов.

Систематизировать слова в предложения ребенок начинает на 2 году жизни. Поэтому второй год жизни является решающим в развитие речи ребенка. В этот период совершенствуется понимание речи ребенком и появляется самостоятельная речь. В основном это связано с общением ребенка со взрослыми и включением   в практическую деятельность  по освоению предметов  его окружающих. Благодаря этому  развивается понимание речи.

Этап развития понимания речи является важным для ребенка, т.к. если дети своевременно не овладеют пониманием речи, то в дальнейшем  наблюдается  серьезное отставание  в развитии их речи,  психическом развитии в целом.

К двум годам  начинает развиваться так называемая  регулирующая  функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Однако  лишь на третьем году жизни речевая регуляция поведения становится ведущей.

Темп развития речи в преддошкольном возрасте является очень высоким. Так. если к концу второго  года ребенок употребляет  до 300 слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу  третьего года 1000-1500 слов.  Вместе с тем,  артикуляция звуков остается  еще далеко несовершенной:  многие звуки опускаются или  замещаются близкими по артикуляции или звучанию.

Показателем  нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к 3 годам строить предложения из 3-4 слов и более и употреблять  знакомые слова в нескольких грамматических формах.  Источник:   Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. «Если ваш ребенок отстает в развитии». Москва.  Медицина . -1993. С 25.

Таким образом, к 3 годам у ребенка будет достаточно хорошо развитая речь, если с первых дней  его жизни в семье создаются необходимые условия, и ребенок имеет нормальное психическое и физическое развитие. Специалисты (педагоги, психологи и врачи) часто советуют обращаться к логопедам в том случае, если нарушения речи  сохраняются  до 5 лет. Но это мнение является ошибочным.

Нарушения речевого развития могут  быть обусловлены следующими речевыми механизмами

  • На этапе понимания речи и её осмысления;

  • На этапе формирования произносительной речи, вследствие пареза или паралича черепно-мозговых нервов или их ядер;

  • На этапе формирования  речевого высказывания вследствие нарушения управления программой движений или деятельности  моторных отделов речевых центров;

  • На этапе формирования коммуникативных функции речи, вследствие  поражения  центров торможения и возбуждения  ЦНС.

Читайте также:
О важности объективной диагностики речи детей
От чего зависит успешность или не успешность занятий у логопеда? Почему иногда родители меняют специалиста, обращаются за помощью в другие развивающие центры?..
Психологическая готовность к школе
Нередко перед родителями встает дилемма, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, в 6 или 7 лет. Задавая себе этот вопрос, необходимо помнить, что...
Развитие речи и риски возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста
В  последние годы число детей раннего возраста, имеющих задержки речевого развития различного происхождения значительно возросло...
еще статьи