Детский медико-психологический центр
+7 (495) 276-14-31
каждый день с 9:00 до 20:00
Заказать обратный звонок
Главная / Методы / СТАБИЛОПЛАПТФОРМА или мозжечковая стимуляция
СТАБИЛОПЛАПТФОРМА или мозжечковая стимуляция

На чём основан этот тренинг и кому он показан?

Довольно часто к нам в центр обращаются родители с детьми, у которых мы диагностируем речевые нарушения, и одновременно с речевыми нарушениями, у этих деток наблюдается моторная неловкость, неуклюжесть, плохая координация. Им нелегко пройти по положенному на пол шнуру, прыгать в длину с места, допрыгать до цели на одной ноге, переложить мячик из одной руки в другую над головой, за спиной, перед собой). При этом родители не воспринимают это как проблемы, а думают, что это особенность их ребёнка, которая со временем пройдёт.
 
Но практика показывает, что занятия по коррекции речи с детками, у которых есть и моторные нарушения, бывают более длительной.
 
Почему же так происходит? Чтобы это понять, мы должны вспомнить строение головного мозга. В нём нас больше всего будет интересовать такой отдел, как МОЗЖЕЧОК.
 
Он является самой древней структурой головного мозга и занимает около 1/3 всей его массы. А основной функцией мозжечка является поддержание устойчивости, равновесия, плавности движений.
 
Но значение мозжечка гораздо шире. Мозжечок имеет огромное количество связей с различными отделами головного мозга, в том числе и с речевыми зонами. И если эти связи не достаточно сформированы,  то у ребёнка, естественно, будет страдать экспрессивная часть речи.
 
При речи для языка важна точность артикуляционных движений, которые и будут страдать, а значит и речь будет смазанной и нечёткой. Особенные сложности вызывает артикуляция согласных звуков. Речь у таких  детей замедленна, иногда прерывиста.
На первых занятиях с такими детьми, мы видим, что ребёнку очень тяжело удерживать равновесие , стоя на стабилоплатформе.
 
Ребёнок пошатывается, не может уловить центр тяжести. И тогда мы используем поддерживающую конструкцию в виде ходунков. Но уже через несколько тренировок мы видим, что ребёнок забывает об этой  поддержке и легко справляется с поддержанием равновесия. В дальнейшем у него уже получается управлять более тонкими движениями.
 

Межполушарная ассиметрия

В последние время всё чаще мы слышим от нейропсихологов, логопедов, дефектологов такой термин как МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ. Из самого названия уже понятно, что в процессе созревания мозга у ребёнка недостаточно активно формируются нейронные связи между полушариями.
 
Почему это важно для нас с точки зрения речевых нарушений?
 
В этом случае больше страдает понимание логико-грамматических конструкций высказываний, образность речи. Ребёнок не может понять разницу между высказываниями  и иллюстрациями, где «Мальчик спасает девочку, а где девочка спасает мальчика», где «Машина обрызгала грузовик, а где Грузовик обрызгал машину».
Или «Петя ударил Ваню. Кому больно».
 
Чем же в этом случае нам может помочь мозжечковая стимуляция?
 
Мы уже говорили о том, что мозжечок имеет нейрональные связи с обоими полушариями головного мозга. В случае выраженной межполушарной ассиметрии мозжечок регулирует, выравнивает эту ассиметрию. Формируя эти связи мозжечка и полушарий, мы отмечаем, что речь постепенно становится более правильной, пересказ лексически становится богаче и исчезает нарушение структуры текста.
 

СДВГ

С проблемами дефицита внимания и гиперактивностью в наш центр обращаются также часто, как и с речевыми проблемами. В этом случае родителей больше всего волнует то, что ребёнок очень невнимателен, не может долго и сосредоточенно выполнять задания.
 
Учёные установили, что причиной этого синдрома является нарушение контроля лобных отделов головного мозга над двигательной активностью ребёнка. А ведь лобные доли отвечают за планирование, прогноз движений (т.е. предположение результата).
 
Ребёнок совершает движения импульсивно, не может соотнести свои действия с возможным результатом. Например, мы точно знаем, с какой силой можно уколоть свой палец иголкой, чтобы не было больно, а ребёнок нет).
 
При использовании стабилоплатформы мы развиваем мозжечок и его нейрональные связи с лобными отделами головного мозга. Тем самым мы помогаем ребёнку улучшить контроль за своими движениями и действиями.
 
Читайте также:
О важности объективной диагностики речи детей
От чего зависит успешность или не успешность занятий у логопеда? Почему иногда родители меняют специалиста, обращаются за помощью в другие развивающие центры?..
Психологическая готовность к школе
Нередко перед родителями встает дилемма, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, в 6 или 7 лет. Задавая себе этот вопрос, необходимо помнить, что...
Развитие речи и риски возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста
В  последние годы число детей раннего возраста, имеющих задержки речевого развития различного происхождения значительно возросло...
Роль сенсорной интеграции в речевом развитии ребенка
Что такое речь? Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга...
еще статьи