Детский медико-психологический центр
+7 (495) 276-14-31
каждый день с 9:00 до 20:00
Заказать обратный звонок
Главная / Методы / Метод сенсорной интеграции
Метод сенсорной интеграции

Метод сенсорной интеграции был разработан детским неврологом и эрготерапевтом Дж. Айрес в  70-е годы ХХ века в США. В настоящее время метод продолжает развиваться и успешно применяется по всему миру для профилактики и терапии нарушений развития.

Метод основан на представлении о целостной работе нервной системы человека. Один из центральных процессов, который происходит в нервной системе – это прием, обработка и интеграция информации, которая поступает от всех органов чувств. Кроме известных всем пяти органов чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус - существуют еще два. Эти два канала ощущений играют решающую роль в развитии ребенка. Это вестибулярная чувствительность (ощущение равновесия) и проприоцепция (ощущения от мышц и суставов). Вместе с тактильным восприятием (осязание) они создают целостное представление о собственном теле. На основании этого представления человек способен управлять своим поведением адекватно ситуации.


Задержка или нарушение обработки информации от  собственного тела приводит к искажению психомоторного и речевого развития. Это становится причиной трудностей в поведении и обучении ребенка: ребенок может быть неловким, недостаточно хорошо владеть собственным телом, иметь задержку в формировании мелкой моторики, речи, избегать одних ощущений и навязчиво воспроизводить другие, быть чрезмерно утомляемым и эмоционально возбудимым.

Благодаря специальным диагностическим пробам нейропсихолог или специалист по сенсорной интеграции может определить, есть ли нарушения обработки информации у ребенка и составить конкретный, индивидуальный план развивающих или коррекционных занятий.

Метод сенсорной интеграции основан на игровом подходе – для ребенка занятие выглядит, как игра. Занятие проводится в зале со специальным оборудованием для развития всех видов чувствительности и двигательной координации. В зале находятся различные качели, балансиры, подвесы, специальные мячи, спортивное и терапевтическое оборудование. Специалист подбирает те виды активности, которые могут заинтересовать ребенка и одновременно дадут максимальный развивающий и терапевтический эффект. Также специалист дает рекомендации родителям, как оборудовать домашнюю среду и как заниматься дома, чтобы закрепить результаты занятий.


Занятия по методу сенсорной интеграции решают следующие задачи:

  • помощь в регуляции состояния ребенка (активизация, если у ребенка сниженный общий тонус, либо снижение возбудимости, если ребенок склонен к чрезмерному общему возбуждению);

  • стимуляция речевого развития (благодаря активизирующему влиянию вестибулярной системы на речевые зоны);

  • развитие крупной и мелкой моторики, координации, баланса;

  • работа с некоторыми страхами: «пространственными» (например, страх высоты) и связанными с телом (например, страх мыть голову и т.д.);

  • усиление произвольной регуляции деятельности и внимания (способность планировать свои действия и последовательно реализовывать задуманное).

Занятия могут проводиться в течение 30 или 50 минут, индивидуально или в мини-группе.
Рекомендованный курс – 15 занятий. 

Читайте также:
О важности объективной диагностики речи детей
От чего зависит успешность или не успешность занятий у логопеда? Почему иногда родители меняют специалиста, обращаются за помощью в другие развивающие центры?..
Психологическая готовность к школе
Нередко перед родителями встает дилемма, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, в 6 или 7 лет. Задавая себе этот вопрос, необходимо помнить, что...
Развитие речи и риски возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста
В  последние годы число детей раннего возраста, имеющих задержки речевого развития различного происхождения значительно возросло...
Роль сенсорной интеграции в речевом развитии ребенка
Что такое речь? Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга...
еще статьи