Детский медико-психологический центр
+7 (495) 276-14-31
каждый день с 9:00 до 20:00
Заказать обратный звонок
Главная / Методы / Нейрогимнастика
Нейрогимнастика

Нейрогимнастика основана на методе замещающего онтогенеза, разработанного отечественными нейропсихологами А.В. Семенович, А.Б. Архиповым и их учениками. Нейрогимнастика эффективна для профилактики  трудностей поведения и обучения ребенка и для коррекции имеющихся проблем.


Ход развития ребенка – ОНТОГЕНЕЗ (который включает в себя внутриутробный период, момент рождения и все время после рождения) предполагает поэтапное решение возрастных задач. Согласно законам развития нервной системы каждый последующий навык строится на базе предыдущего. Ребенок движется по ступенькам развития: сначала учится ползать – затем ходить – затем бегать и прыгать. Точно так же – по ступенькам – развиваются другие способности и навыки. Например, чтобы научиться говорить, необходимы: потребность в общении, развитое слуховое восприятие, достаточный уровень развития артикуляции и т.д.


Нейрогимнастике всегда предшествует нейропсихологическая диагностика. Во время обследования выявляются основные дефициты в развитии ребенка. Если проанализировать весь ход развития (онтогенез) конкретного ребенка, то можно сказать, на каком примерно этапе произошла «поломка». Мы определяем, какие возрастные задачи были пропущены или решены неправильно, и что в дальнейшем пошло «не так».

Например, важным этапом развития движений на первом году жизни является ползание. Если ребенок по каким-либо причинам пропустил этот этап (например, из-за повышенного или пониженного мышечного тонуса), можно ожидать трудностей в формировании представлений о пространстве и в освоении навыков рисования и письма. Когда ребенок ползает, он более осознанно оценивает окружающее пространство и размеры своего тела: где верх, где низ, где он может проползти, а где не уместится. В дальнейшем представления о пространстве необходимы для рисования, ориентации в тетради и на странице книги, формирования математических представлений. Кроме того, во время ползания тренируется одна из базовых координаций – согласованное движение рук и ног, правой и левой стороны тела. Это создает нейрофизиологическую базу для быстрого и эффективного обмена информацией между полушариями – что, свою очередь, необходимо для любого обучения. Во время ползания малыш опирается на кисти рук, что укрепляет руки, впоследствии это необходимо для того, чтобы успешно овладеть карандашом и ручкой.

Нейропсихологическая диагностика помогает определить, на каком уровне был пропущен или нарушен этап развития, а нейрогимнастика помогает скорректировать это. Метод замещающего онтогенеза как основа нейрогимнастики позволяет «заместить» специальными упражнениями недостающий этап развития и «выровнять» все последующие. 

Нейрогимнастика включает в себя комплексы специальных физических упражнений, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка как по продолжительности занятий, так и по длительности программы.

нейрогимнастика2.JPG

Основные компоненты нейрогимнастики: 

·      Упражнения на дыхание

Позволяют «настроить» ребенка на работу. Если он напряжен – расслабить, если слишком вялый – активизировать. Дыхательные упражнения полезны для концентрации внимания.

·      Упражнения с элементами самомассажа

Также оказывают благоприятное воздействие на способность к концентрации, эмоциональный фон, настроение. 

·      Растяжки и релаксация

Помогают регулировать мышечный тонус ребенка. Если у ребенка есть «зажимы», хронически напряженные участки тела, это может вызывать у него повышенную утомляемость, эмоциональную нестабильность. Методика позволяет научить ребенка регулировать свое физическое и эмоциональное состояние. 

·      Пальчиковая гимнастика

Ребенок тренирует тонкие и точные движения пальцами рук, что помогает ему осваивать рисование, вырезание, одевание, готовит руку к письму.

·      Упражнения на прослеживание

Способность произвольно управлять движениями глаз часто бывает нарушена, но это, как правило, проходит незамеченным. В таких случаях ребенок не может как следует сконцентрировать взор на определенном предмете, медленно ориентируется в окружающей обстановке, на листе тетради или в книге, не может удержать строку, и т.д. Упражнения на прослеживание полезны для всех детей, так как улучшают и произвольное внимание, и поведение в целом.

·      Упражнения на координацию

Необходимы для восстановления пропущенных этапов двигательного развития, а также для развития способности произвольно управлять своим телом. Ребенок, хорошо владеющий своим телом, становится более усидчивым, выносливым к умственным нагрузкам, успешно осваивает школьные навыки.

нейрогимнастика3.JPG



Читайте также:
О важности объективной диагностики речи детей
От чего зависит успешность или не успешность занятий у логопеда? Почему иногда родители меняют специалиста, обращаются за помощью в другие развивающие центры?..
Психологическая готовность к школе
Нередко перед родителями встает дилемма, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, в 6 или 7 лет. Задавая себе этот вопрос, необходимо помнить, что...
Развитие речи и риски возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста
В  последние годы число детей раннего возраста, имеющих задержки речевого развития различного происхождения значительно возросло...
Роль сенсорной интеграции в речевом развитии ребенка
Что такое речь? Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга...
еще статьи