Детский медико-психологический центр
+7 (495) 276-14-31
каждый день с 9:00 до 20:00
Заказать обратный звонок
Главная / Методы / Метод биологической обратной связи (БОС) с использованием ЭЭГ
Метод биологической обратной связи (БОС) с использованием ЭЭГ

Наверное, в наше время нет уже таких родителей, детям которых не делали исследование под названием ЭлектроЭнцефалоГрафия, или же они не знают, для чего оно делается ребенку. Но далеко не все родители знают, что ЭлектроЭнцефалоГрамма (ЭЭГ), записанная «с головы» ребенка, может не только давать очень много информации для врача, но еще применяться ДЛЯ  ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ МОЗГА!!

Прежде чем рассказать о таком необычном, но в то же время очень эффективном и безопасном методе как БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ с использованием электроэнцефалограммы (ЭЭГ), напомним...

Что такое электроэнцефалограмма?

Это сложный рисунок электрических сигналов активности головного мозга, которые аппарат-электроэнцефалограф считывает, проводит компьютерную обработку и переводит их графическое изображение (волны). От того, какие из сигналов преобладают в конкретный момент, зависит умственная работа и физическое состояние организма.

БОС.JPG

Особенности основных ритмов ЭЭГ:

Α Альфа-ритм (8-14 Гц) на ЭЭГ появляется в расслабленном спокойном состоянии во время бодрствования. Ребенок отвлекается от проблем, избавляется от нервного напряжения и стресса. Такое состояние способствует творческому мышлению и генерации новых идей, развитию воображения, интуиции. Во время Альфа-ритма улучшается кровоснабжение головного мозга, ускоряются восстановительные процессы организма и способствуют гармоничному перераспределению энергии. Альфа-ритмы головного мозга способствуют развитию правого полушария, без активной работы которого просто невозможно творчество, развитие талантов. Альфа-ритм заметно угнетается при синдроме нарушения внимания (СДВГ), патологических страхах, волнениях, тревоге, хроническом стрессе.

ß  Бета-ритм (14-20 Гц). Бета-ритм отражает работу головного мозга в состоянии бодрствования. Сопровождает активные мыслительные процессы, сосредоточенность и фокусирование внимания. Повышение бета-ритмов улучшает концентрацию внимания, память, ускоряет работу мозга и повышает уровень восприятия учебной информации, развивает навыки саморегуляции, способности к самоконтролю, аналитической деятельности.

Кроме этих основных ритмов ЭЭГ регистрируются и другие:

∆  Медленные волны (дельта-ритм, 0.5 – 4 Гц) связаны с низким уровнем активности, особенно во время сна, отдыха. Можно отметить, что избыток усиленных дельта-волн на ЭЭГ практически всегда сопровождается нарушением внимания, способности концентрации, активного запоминания и скорости мыслительных реакций.

ϴ  Тета-ритм (4-8 Гц). Усиление тета-ритма часто наблюдается при нарушениях сознания - оглушенности, заторможенности, например при сотрясениях мозга. В то же время, в норме тета-волны связаны с измененными состояниями сознания,  глубокой релаксации. Это приводит к снижению концентрации внимания, состоянию сонливости и рассеянности.
 
Главный принцип биологической обратной связи (БОС) с использованием ЭЭГ заключается в том, что современное компьютерное оборудование и специальные программы позволяют  ребенку НАБЛЮДАТЬ за собственными физиологическими процессами, которые происходят в его мозге!! НО САМОЕ ГЛАВНОЕ - ИЗМЕНЯТЬ ХАРАКТЕР РИТМИЧНОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА и, используя  механизм самоуправления, устранять нарушения при различных неврологических и психологических отклонениях.
То есть, используя данный метод, мы учим ребенка сознательно контролировать физиологические функции своего организма, являющиеся причиной некоторых нарушений, не применяя при этом медикаментозных препаратов.

БОС1.JPG

Виды ЭЭГ-тренингов, которые используем мы в нашем Медицинском Центре:

Альфа-тренинг (тренинг по альфа-ритму) показан детям с  повышенной тревожностью, мнительностью и навязчивыми состояниями. У таких пациентов электроэнцефалограмма, как правило, имеет «плоский» вид, альфа-ритм выражен слабо, что означает беспрерывную активацию коры мозга без периодов расслабления и отдыха.
БОС-тренинг (тренинг по альфа-ритму) обучает ребенка осознанно добиваться повышения индекса альфа-ритма и при этом  успокаиваться и сохранять уравновешенное психическое состояние, управлять своими эмоциями. Такой навык удается натренировать до автоматизма.

Бета-стимулирующий тренинг (тренинг бета-ритму головного мозга) применяется для повышения внимательности, усидчивости и школьной успеваемости у детей. Часто  применяется для коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Можем посмотреть использование БОС тренинга на примере детей с СДВГ. Синдром дефицита внимания – это неспособность ребенка концентрироваться на решении любых задач. В его основе лежит низкий уровень метаболизма (обменных процессов, питания нейронов) в лобных долях коры головного мозга. Попытка сконцентрировать внимание приводит к снижению мозгового кровотока, снижению потребления кислорода и глюкозы. Даже если ребенок очень хочет справиться с заданием, он не в состоянии этого сделать. Применение психотропных средств и стимуляторов дает нестойкий эффект, выраженные побочные реакции и формируют лекарственную зависимость.

По данным электроэнцефалографического исследования у детей  с синдромом дефицита внимания регистрируется увеличение тета-активности и резкое снижение бета-активности в корковых и подкорковых областях лобных долей. Поэтому цель использования БОС-ЭЭГ тренинга для реабилитации и развития работы мозга ребенка: улучшить концентрацию и распределение внимания, скорректировать зрительно-пространственную сферу, проще говоря – восприятие, усидчивость, стабильность процессов внимания!
Метод БОС ЭЭГ с бета-стимулирующим биоуправлением позволяет корректировать эти нарушения, улучшает метаболизма головного мозга. Чем больше мощность бета-ритма, тем лучше кровоток и потребление глюкозы и кислорода. Тем самым значительно уменьшаются проявления синдрома дефицита внимания!! БОС обучает ребенка навыкам нормализации функционирования определенных структур головного мозга, то есть он учится делать то, что раньше за него делали стимуляторы или антидепрессанты.

В результате бета-стимулирующего БОС тренинга:

  • снижается общая возбудимость, импульсивность поведения;
  • повышается усидчивость и способность к длительной концентрации внимания;
  • улучшается обучаемость, развиваются память и логические способности.
Как работает Бос-тренинг с ЭЭГ

Занятия по методу БОС проходят в форме компьютерной игры. Игра подбирается строго индивидуально, в зависимости от показаний, возраста и уровня подготовки ребенка. С этой целью оператор БОС-тренажера может обратиться к каталогу специально разработанных компьютерных визуальных образов, видео- и музыкальных файлов. Занятия происходят в игровой ситуации. Пробное занятие носит ознакомительный характер: врач устанавливает контакт с ребенком, вовлекает его к общению, объясняет суть заданий, помогает справиться с неуверенностью, попутно уточняя уровень подготовленности пациента.
Ребенку предлагается управлять качеством картинки на мониторе, действиями персонажей и звуковым сопровождением за счет волевого изменения своего состояния. ЭЭГ чутко улавливает электрическую активность тех или иных зон головного мозга в режиме реального времени. Программа, в соответствии с полученными данными, моментально меняет игровую ситуацию. Например, оператор БОС-тренажера просит малыша быть внимательным и найти на картинке собачку. В случае верного ответа, требующего концентрации внимания, персонаж на мониторе оживает и приветствует всех. Другой пример: ребенка просят посидеть спокойно с закрытыми глазами. При достижении уравновешенного психического состояния через наушники ребенок слышит приятную расслабляющую мелодию. Таким образом, ребенок мотивируется и быстро понимает, что от него требуется. Поощрение стимулирует быстрое освоение навыков самоконтроля и саморегуляции.
Такая тренировка способствует развитию механизмов произвольной саморегуляции.

Выполняя игровое задание, ребенок сталкивается с необходимостью контролировать свое поведение, планировать деятельность и добиваться необходимого результата. При этом он должен расслабиться, так как это способствует снижению мышечного тонуса, при одновременном поддержании высокого уровня контроля сознания (ребенок должен внимательно наблюдать за динамикой экрана монитора, отслеживать свои соматические ощущения, чтобы при необходимости изменить ее в нужном направлении). В качестве подкрепляющего стимула за правильное выполнение задания, он слышит звуковой сигнал (музыку, звон колокольчика и др.) или видит, как на экране монитора расцветают цветы, демонстрируется мультфильм, последовательно раскрывается картинка, например, автомобиль, который попадает в гараж, в том случае, если картинка раскрыта полностью.

БОС2.JPG

Обычно длительность одного сеанса ЭЭГ-БОС-тренинга составляет 20 минут. В начале курса тренировка может вызвать некоторое утомление, ведь пациенту нужно сознательно контролировать свое состояние. Врач подстраивает интенсивность тренинга под возможности ребенка: делает короткие перерывы, на 2-4 минуты или меняет ритм и уровень сложности заданий. Вся работа строится очень индивидуально.

БОС-тренинг ЭЭГ может быть назначен как в форме разового занятия, так и проводиться курсом. Не существует четких ограничений по количеству сеансов в курсе. Это может быть 5-15-20 сеансов. Некоторые малыши уже за 1-2 занятия успевают освоить, а затем и сознательно вызывать необходимые психические состояния. Кому-то требуется больше времени. И мама, и врач, и сам ребенок увидят динамику уже в ходе занятий. А по достижению поставленной цели всегда можно поднять уровень сложности и направить усилия на развитие новых возможностей мозга!

Если ребенок уже успешно справляется с заданием, например, развил способность концентрировать внимание, необходимо научить его осознанно удерживать внимание долгое время. С этой целью врач попробует отвлечь ребенка посторонними шумами, вопросами, действиями. По итогам курса проводятся тесты, позволяющие убедиться, что ребенок уверенно освоил навыки осознанного управления своим психическим состоянием и способен воспроизводить их в реальной жизни, без использования комплекса БОС.

По окончании каждого сеанса можно наблюдать уровень концентрации внимания и процентное соотношение альфа, бета и тета-ритмов головного мозга проведенного сеанса, отследить динамику их изменений по сессиям.

Применяемое оборудование

ЭЭГ-БОС-тренинг для коррекции поведения и лечения неврологических заболеваний в МЦ «ПО ступенькам» проводят на медицинском оборудовании последнего поколения. Представленный прибор биоуправления чутко реагирует на малейшие колебания ЭЭГ. Оборудование специально подбиралось с учетом особенностей наших пациентов. Новейшая беспроводная система облегчает работу с гиперподвижными детьми, детьми с нарушениями двигательных функций и просто делает тренинг с маленькими пациентами более комфортным и безопасным. Датчики только считывают информацию о состоянии тела (пульс, напряжение мышц, температура, уровень концентрированности внимания и др.), но сами ничего не передают и не излучают.

Стоимость занятий

Продолжительность одного занятия от 30 минут. Стоимость - 1 000 руб.



Записаться на занятие



Читайте также:
О важности объективной диагностики речи детей
От чего зависит успешность или не успешность занятий у логопеда? Почему иногда родители меняют специалиста, обращаются за помощью в другие развивающие центры?..
Психологическая готовность к школе
Нередко перед родителями встает дилемма, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, в 6 или 7 лет. Задавая себе этот вопрос, необходимо помнить, что...
Развитие речи и риски возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста
В  последние годы число детей раннего возраста, имеющих задержки речевого развития различного происхождения значительно возросло...
Роль сенсорной интеграции в речевом развитии ребенка
Что такое речь? Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга...
еще статьи