Детский медико-психологический центр
+7 (495) 276-14-31
каждый день с 9:00 до 20:00
Заказать обратный звонок
Главная / Методы / Методы и приемы работы логопеда
Методы и приемы работы логопеда

На первичном приеме в нашем центре логопед проводит обследование речевого развития ребенка, используя диагностическую методику, оценивает в баллах параметры детской речи. Это дает возможность детально изучить все стороны речи и правильно организовать логопедические занятия по коррекции и развитию:

  • фонематического восприятия;

  • артикуляционной моторики;

  • звукопроизношения;

  • слоговой структуры слова;

  • языкового анализа;

  • грамматического строя речи;

  • словаря;

  • логико-грамматических конструкций;

  • связной речи.

Другими словами, индивидуальное логопедическое обследование позволяет определить сильные и слабые стороны речевого развития ребенка и правильно организовать занятия со специалистом, используя специальные методики, методы и приемы работы.

При недоразвитии фонематического восприятия у ребенка снижена способность узнавать и распознавать звуки. Ребенок не может повторить «цепочки» похожих слогов (например, ба-па, па-ба; са-за, за-са). Работа начинается с узнавания и различения неречевых звуков (например, используются игры со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами). Затем логопед учит ребенка различать звуки, слоги и слова, близкие по звуковому составу (например, коза-коса, мишка-миска и др.).

Если у ребенка выявлены нарушения артикуляционной моторики, он не может выполнить или затрудняется при выполнении упражнений для губ, языка, щек (например, «губы в улыбке», «щелканье языком», «качели») из-за слабости мышц артикуляционного аппарата. Логопед проводит комплекс артикуляционной гимнастики и дает необходимые рекомендации родителям для ежедневного выполнения комплекса упражнений дома. При необходимости ребенку назначается курс логопедического массажа.

При нарушении звукопроизношения ребенок пропускает или заменяет звуки в словах (например в словах, со звуком [С]: собака, маска, нос, ребенок произносит со звуком [Ш]: «шобака», «машка», «нош»; пропускает звук [Р], произносит вместо слова рак – «ак»). Специалист вырабатывает у ребенка навык правильного произнесения звука (показ или механическая коррекция с помощью зондов), постепенно закрепляет его в слогах, словах, фразах и текстах.

Если у ребенка нарушена cлоговая структура, то возникают трудности при произнесении слов: замены, пропуски, перестановки или добавления звуков и слогов в слове. Например, скакалка – «скалка», танкист – «тангист», кораблекрушение – «каблеракрушение». Логопед проводит работу по развитию темпо-ритмической стороны речи, постепенно учит ребенка различать и воспроизводить последовательность гласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок и скороговорок. Работа начинается на невербальном (неречевом) материале, когда ребенку предлагается воспроизвести последовательность движений за взрослым (например, повторить движения руками: вверх, в стороны, на пояс), отхлопать в заданном темпе, ритме. Весь речевой материал предлагается с постепенным усложнением слоговой структуры.

Несформированность навыков языкового анализа в дошкольном возрасте приводит к нарушению письма и чтения в школьном возрасте. Дети затрудняются или не могут посчитать, сколько слов в предложении, посчитать и назвать слоги в слове, определить количество и место звуков, у них возникает путаница в слогах, словах и фразах, а следовательно, ошибки. С такими детьми логопед проводит работу по трем направлениям: 

1) формирование умений фонематического анализа и синтеза, как в блоке фонематическое восприятие; 

2) формирование умений слогового анализа (деление слов на слоги) и синтеза (соединение слогов в слова); 

3) формирование умений языкового анализа на уровне предложения (определение последовательности слов в предложениях). 

В занятиях используются специально подобранные дидактические игры, занимательные задания, упражнения с наглядной основой (например, используются наглядные картинки и графические схемы слова и предложения).

логопед1.JPG

При нарушении формирования грамматического строя речи дети допускают ошибки в понимании и употреблении слов в единственном и множественном числе, не могут составить предложение из предложенных слов или вставить пропущенное слово (предлог). Специалист, учитывая возраст ребенка, организует и проводит занятия в игровой форме: учит изменять слова по родам, числам, лицам, временам; помогает усвоить навыки словообразования (образование новых слов с помощью приставок и суффиксов), учит правильно согласовывать слова в предложении.

При ограниченности, недостаточности или бедности словаря ребенок затрудняется назвать слово по картинке, назвать детенышей животных, подобрать синонимы (например, храбрый - отважный), антонимы (например, холодный – горячий). Образовать прилагательное от существительного (например, «горка изо льда – ледяная», «лист дуба – дубовый». Логопед поводит словарную работу по расширению объема словаря и представлений об окружающем (например, учит называть предметы по лексическим темам: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда» и др., называть признаки предметов и действия, которые можно с ними выполнять), уточняет значение слов и учит их сочетать в словосочетаниях и предложениях.

Если у ребенка страдают логико-грамматические конструкции, то у него нарушена способность понимать простые и сложные инструкции (например, «Ваня выше Пети. Кто ниже?». В занятия специалиста входит коррекция зрительно-пространственных функций (целенаправленное развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве и времени) с использованием соответствующих предлогов и наречий (например, «Нарисуй круг под квадратом»); ребенка учат понимать сравнения (например, «светлее», «выше», «быстрее»), сложные грамматические конструкции (например, «моя рука  в моей руке  моей рукой» «мамина дочка - дочкина мама» и др.). Понимание детьми логико-грамматических конструкций тесно связано с развитием языковой способности, мыслительных операций и познавательной деятельности, а также необходимо для полноценного общения и успешного обучения в школе.

Нарушение навыков связной речи выражается в трудностях или невозможности ребенка составить рассказ или пересказать небольшой текст. Ребенок совершает ошибки, не понимает смысла и целостности речевого высказывания. Для детей, которые еще не овладели развернутыми смысловыми высказываниями, логопед использует методику Ткаченко Т.А. Все упражнения предлагаются на наглядной основе (используются серии сюжетных картинок и моделирование) с постепенным усложнением материала количество наглядности сокращается. Дети сначала учатся пересказывать, а только потом составлять рассказ с помощью взрослого и самостоятельно.

В последнее время к нам в центр все чаще обращаются родители с детьми, у которых системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речи. С такими детьми логопед проводит комплексные занятия, направленные на коррекцию и развитие всех сторон речи, единовременно решается несколько задач (например, на одном занятии проводится артикуляционная гимнастика, «ставится» зук [С], ребенку предлагаются упражнения по различению звуков [С]- [Ш], проводится словарная работа и развитие грамматического строя). Важным условием положительной динамики является выполнение рекомендаций специалиста в домашних условиях.

В профессиональной деятельности чаще всего логопеды пользуются словесными методами (например, рассказ или беседа с ребенком), наглядными (например, детские иллюстрации и картинки) и практическими (игры и упражнения).

Так как логопед работает с детьми, имеющими различные нарушения, а именно: с нарушением речи (к ним относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР), с задержкой психического развития (ЗПР), с расстройством аутистического спектра (РАС) и другими, то задачей специалиста является отбор адекватных методов и форм организации логопедических занятий.

У детей с ОНР в той или иной степени страдают все компоненты речи: фонематические процессы, звукопроизношение, лексико-грамматическая сторона речи и связная речь. С такими детьми логопед использует практические методы, чаще всего это разнообразные речевые упражнения. В арсенале у логопеда имеется достаточный объем наглядного материала: картинки (предметные и сюжетные), рисунки, макеты, видеоматериалы и фотографии. В работе с детьми более старшего возраста преобладают словесные методы: рассказ, беседа, чтение.

В работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) при использовании словесных методов необходимо заранее хорошо продумать и четко сформулировать вопросы и инструкции, которые должны быть доступны и понятны детям. При необходимости инструкции повторяются педагогом несколько раз. Рассказ взрослого должен быть немногословным, четким, эмоциональным и выразительным. Так как дети с ЗПР испытывают различные трудности в восприятии и переработке информации на слух, словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических, которые более широко применяются в работе с такими детьми. Детям с ЗПР характерен замедленный темп и сужение объема восприятия и памяти, им необходимо не только рассказать, но и несколько раз показать, дать потрогать, если возможно – дать попробовать на вкус, понюхать (например, изучая лексические темы: «Фрукты» и «Овощи»).

При работе с детьми с РАС все методы направлены на формирование и развитие навыков общения и социализации, которые помогут в реальной жизни ребенка. Необходимым условием является структурирование пространства и времени (например, различные формы расписаний), опора на наглядные методы, визуализация (например, карточки-символы). Работа специалиста начинается с формирования эмоционального контакта с ребенком и выбора способов и приемов взаимодействия.

Читайте также:
О важности объективной диагностики речи детей
От чего зависит успешность или не успешность занятий у логопеда? Почему иногда родители меняют специалиста, обращаются за помощью в другие развивающие центры?..
Психологическая готовность к школе
Нередко перед родителями встает дилемма, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, в 6 или 7 лет. Задавая себе этот вопрос, необходимо помнить, что...
Развитие речи и риски возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста
В  последние годы число детей раннего возраста, имеющих задержки речевого развития различного происхождения значительно возросло...
Роль сенсорной интеграции в речевом развитии ребенка
Что такое речь? Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга...
еще статьи