Детский медико-психологический центр
+7 (495) 276-14-31
каждый день с 9:00 до 20:00
Заказать обратный звонок
Главная / Вопрос-ответ
вопрос-ответ
задать вопрос
Задайте свой вопрос
Ответ на вопрос мы отправим на Ваш электронный адрес.
Код с картинки
Вопрос неврологу. Моему сыну 3 года. Он просыпается в первой половине ночи и плачет с закрытыми глазами, иногда разговаривает. Чаще это появляется после эмоционального возбуждения днем. Нужно ли показывать моего ребенка врачу и требуется ли лечение?
Отвечает Аладина Елена Алексеевна. Если такие эпизоды случаются не очень часто и не приводят к другим проблемам, ребенку не нужно проходить обследование. Некоторым детям оно необходимо, чтобы убедиться, что нарушения сна не связаны с какой-то проблемой со здоровьем (физической или психологической). Доктор может предложить такое обследование, если:

- эпизоды ночных страхов и пробуждения в спутанном сознании происходят часто;
- ребенок громко храпит или задыхается во сне;
- ребенок мочится в постель после того, как уже привык оставаться ночью сухим;
- у ребенка бывают судороги, в том числе с обмороками или странным поведением.

Нужно ли лечить ребенка? Большинство детей «перерастают» ночные страхи и просыпания в спутанном сознании, но это может занять 1-2 года. Если такие эпизоды происходят очень часто или ведут к другим проблемам, то нужно обратиться к неврологу. Он может посоветовать вам некоторые лекарства или «пробуждение по графику», когда вы в определенное время (за 15 минут до привычного просыпания со страхом или в спутанном сознании) каждую ночь будите ребенка на несколько минут.
Вопрос неврологу. Моему ребенку диагностировали синдром дефицита внимания с гиперактивностью в 7 лет. Какие обследования нужно провести дополнительно для подтверждения диагноза, кроме ЭЭГ? После назначения седативных трав и фенибута ребенок перевозбуждается еще больше, как можно ещё помочь моему ребенку?
Отвечает Аладина Елена Алексеевна. Для подтверждения данного диагноза необходимо провести тестирование родителей ребенка по опроснику на СДВГ. Согласно требованиям диагностического руководства, поведение ребёнка должно быть нарушенным и дома, и в школе, и в часы досуга. Если ребёнок ведёт себя неподобающим образом только в одной из сфер своей жизни, причины надо искать в психологии, а не в неврологии. Поэтому часто требуется консультация психолога. Рекомендуется диагностика нейропсихолога, который может выявить разнообразные причины этого синдрома, например:

- эмоционально-волевые особенности ребенка (тревожные расстройства, нарушения поведения, школьный невроз);
- нарушение сенсорной интеграции;
- недостаточная сформированность функции программирования и контроля.

В зависимости от выявленных расстройств ребенку показаны занятия с психологом, нейропсихологом, БОС-тренинг для улучшения произвольного внимания, рефлексотерапия (особенно эффективна акупунктура точек головы). Вопрос о проведении медикаментозной коррекции неоднозначен. В Европейских странах для лечения этого синдрома используются психостимуляторы, но мы стараемся придерживаться  более мягкой стратегии в терапии, это могут быть и ноотропные средства (улучшающие контроль коры головного мозга над произвольной деятельностью), и корректоры поведения, и метаболические средства (омега 3 кислоты, препараты магния).
Вопрос неврологу. Ребенок в 4 года ходит на мысках, возбудим, частые истерики. В поликлинике невролог сказал, что у малыша «тонус» в ногах, поставил диагноз: синдром пирамидной недостаточности и назначил массаж и физиотерапию. Но после проведенных курсов положительный эффект сохраняется ненадолго. Какую диагностику нужно провести и правильное лечение?

Отвечает Аладина Елена Алексеевна. Прежде всего, требуется осмотр опытного невролога, имеющего опыт работы с детьми с двигательными нарушениями. Определение мышечного тонуса, диагностика объема движения в суставах нижних конечностей, изменения сухожильных рефлексов и наличие патологических рефлексов играет огромную роль в оценке этих нарушений. Но также важно оценить и психологический профиль ребенка, так как очень часто такая походка характерна для детей с высокой возбудимостью нервной системы и (или) нарушением сенсорной интеграции. Необходима консультация специалиста по сенсорной интеграции, чтобы оценить наличие проблем в этой области.
В обследование таких детей стоит внести и проведение электроэнцефалограммы (желательно с депривацией сна), где мы можем увидеть нарушение формирования альфа-ритма, дезорганизацию мозговой активности головного мозга или повышение активности некоторых структур головного мозга. По результатам подбирается терапия неврологом, которая направлена не только на коррекцию возбудимости ребенка, но и улучшение произвольного внимания, усидчивости.
Если будут выявлены сенсорные нарушения, то проведение массажа может даже стимулировать у ребенка ходьбу на пальцах стоп. Правильный подбор препаратов, занятия с психологом сенсорной интеграцией, БОС-тренинг по релаксирующей методике, рефлексотерапия ДЕНАС аппаратом и точечный массаж дают стойкий положительный эффект.

Вопрос неврологу. У моего ребенка 4х лет нервные тики (после начала посещения детского сада начал "мигать" глазками, сначало было не сильно, думала мимику проверяет, а сейчас с каждым днем все сильнее и сильнее становиться, теперь и носиком начал поддергивать). Пили пантогам - без эффекта, потом фенибут - моргать стал меньше, но потом появились передергивания плечами. Можно ли помочь ребенку без лекарств?

Отвечает Аладина Елена Алексеевна. Важно провести правильную диагностику состояния ребенка. Для этого необходим не только осмотр невролога, но и нейропсихолога и психолога, по необходимости, и психиатра. Первым делом нужно установить, из-за чего тики возникли, и постараться устранить их причину, убрать психотравмирующие факторы, ухудшающие ситуацию. Также оценить психологические особенности ребенка и его детско-родительских взаимоотношений. И наконец, оценка нейропсихологом состояния ребенка позволяет выявить нарушение внимания, трудности организации в учебы и быту.
Не обойтись и без медикаментозного лечения, которое назначает невролог. Обычно терапию начинают с более легких препаратов. При отсутствии эффекта вводят более «серьезные», вплоть до нейролептиков и антидепрессантов. В некоторых случаях детям с тиками и нарушением поведения требуется консультация психиатра.
Медикаментозная терапия имеет побочные эффекты, поэтому, учитывая периодически возникающие обострения тиков, в нашем центре разработана программа комплексной безлекарственной коррекции, включающей в себя:
- занятия с нейропсихологом или игротерапевтом
- занятия методикой БОС тренинга по бета-ритму помогает улучшить внимание, эмоциональную и поведенческую лабильность, затруднения в учебе
- курс рефлексотерапии с применением ДЕНАС дает устойчивый эффект в устранении тиков без побочных эффектов
Вопрос психиатру. Что такое Нарушения психоречевого развития ребенка. К какому специалисту лучше всего обратиться с задержкой речевого развития?

Отвечает Пронина Людмила Алексеевна. Нарушения психоречевого развития (НПРР) ребенка– под этим термином скрывается очень много понятий и диагнозов. Симптомы этих нарушений очень разнообразные, включают, прежде всего:  нарушения речи, нарушения интеллекта и нарушения поведения. Все их можно разделить на ВРЕМЕННЫЕ и СТОЙКИЕ. Временные отличаются тем, что в течение какого- то периода при определенных усилиях со стороны родителей и специалистов ребенок может «догнать» своих сверстников и успешно включиться в образовательный процесс. Стойкие нарушения – могут частично исправиться, но их «следы» остаются при взрослении.

К какому специалисту лучше всего обратиться? Давайте представим  часто встречающуюся жизненную ситуации: Ребенок в 3-4 года говорит отдельными словами, фразовая речь не развита, словарный запас небольшой. Неусидчив, с трудом сосредотачивается на задании, быстро устает, капризничает, теряет интерес к беседе. Родители обеспокоены сложностями его пребывания в детском саду и на занятиях в группе. То есть присутствуют симптомы  НПРР. Что в этой ситуации делать родителям? Обратиться к логопеду с проблемой речи? Или к психологу – с трудностями в поведении? Или, наконец, к врачу? К неврологу? Правильный ответ – КО ВСЕМ!! И ЕЩЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО К ДЕТСКОМУ ПСИХИАТРУ! Да, логопед определит, что у ребенка страдает больше всего – понимание речи или произношение, порекомендует определенные упражнения. Психолог даст совет о том, как реагировать на капризы или на конфликтное поведение в детском саду. Но специалисты образования не смогут определить Причину возникновения проблемы развития! Из-за чего это произошло, насколько значимо повлияло не нервную систему ребенка, каково состояние нарушенного отдела мозга в настоящее время и САМОЕ ГЛАВНОЕ - КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЛИ НАОБОРОТ УХУДШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. От этого будет зависеть успех проводимых логопедических и психологических методик! Детский невролог методом опроса мамы, изучения рефлексов у ребенка выявит область головного мозга, где нарушена работа. В этом неврологу дополнительно на помощь приходит компьютерная электроэнцефалография с современными программами расшифровки – она дает возможность не только определить степень «созревания» нервной системы, но и  более тонко определить измененный участок,  рассказать о взаимодействии различных отделов головного мозга между собой. Поэтому инструментальный метод ЭЭГ с современным компьютерным анализом  необходим во всех случаях обследования ребенка и с любым диагнозом! Но все же очень важным, если не самым важным! остается консультация детского психиатра! Только опытный врач психиатр заметит все тонкости и особенности настроения ребенка, его восприятия окружающего, по специальным признакам в поведении  определит  какое заболевание или нарушение работы нервной системы стоит за данными симптомами. Совсем не случайно в Международной Классификации Болезней (МКБ-10), которой пользуются  врачи в нашей стране, такие диагнозы как:  Детский аутизм, Синдром гиперактивности и дефицита внимания, Страхи и тревога  и  даже Расстройства Развития речи, Учебных навыков (письма и счета) относятся к разделу «Психические расстройства»  и по существующему порядку  должны ставиться с участием психиатра. Рекомендации детского психиатра необходимо учитывать при назначении не только лекарственной терапии, но и при проведении психологических и развивающих методик: врач может оценить успешность их применения уже через несколько недель или даже дней! В ситуациях трудности в общении ребенка с нарушениями развития в детском саду и в школе врач- психиатр лучше чем психолог разберется в состоянии ребенка и при необходимости назначит корректирующее лечение, порекомендует режим нагрузок в обучении.

Вопрос психиатру. Не знаю,  как правильно сформулировать вопрос и кому из ваших врачей его задать. От многих своих знакомых я слышу упреки к собственным детям, что они неспособные, плохо разговаривают и к 4-5 годам с трудом могут пересказать содержание фильма или прочитанного рассказа. Но я иногда слышу, как некоторые родители радуются, что их ребенок чрезвычайно «серьезен», разговаривает на «умные» темы как взрослый человек, рассуждает о вопросах философии. Хорошо ли это? Надо ли ребенка поощрять к такому поведению?
Отвечает Пронина Людмила Алексеевна. Ситуации, когда 5—6-летний ребенок высказывает суждения на уровне взрослого человека или обнаруживает особые способности в сфере мышления и интеллекта должны настораживать. Зачастую подобные умные разговоры, философствование «вундеркиндов», «детей-индиго», «маленьких гениев», умиляющие родителей, являются симптомами дисгармоничного развития личности — дизонтогенеза, или ранними признаками развивающегося психического расстройства. Родителям в этих случаях можно посоветовать взглянуть на ситуацию объективно и поговорить хотя бы с психологом в детском саду или с детским психиатром (кстати, в нашем медицинском центре такой специалист имеет большой практический опыт выявления первичных симптомов у детей самого раннего возраста).


  1 2 3